Задание 6. Проектируем систему оценки индивидуальных достижений школьников

 Задание 6.1. Составьте по материалам ФГОС ООО (дидактический материал расположен ниже) ментальную карту образовательных результатов школьников.
Описание техник составления ментальных карт
 https://www.mindmeister.com/176185713


Задание 6.2.  На основе проработанной информации в задании 6.1. составьте кластер “Особенности современной системы оценки”. Обсудите всеми командами получившиеся кластеры. При необходимости дополните кластеры друг друга. 
 Задание 6.3.  Познакомьтесь с предложенным материалом о двух современных моделях системы оценки индивидуальных достижений школьников.  Организуйте обсуждение двух моделей, используя технологию полилог – альянса. Для этого разделитесь на несколько команд, каждая выделит преимущества одной из моделей и слабые стороны другой. Проведите полилог – альянс в три раунда:
1 раунд – Команды по очереди называют сильные стороны выбранной модели. Затем задают друг другу вопросы.
2 раунд – Команды находят и называют слабые места противоположной модели. Затем снова задают друг другу вопросы.
3 раунд – Команды приходят к единому мнению о том, какая модель системы оценки больше подходит для реализации в рамках их образовательной организации, и осуществляют выбор этой модели.
Первая модель международного бакалавриата достаточно полно раскрыта на вебинаре Российского Тренингового центра института управления образования РАО. Материалы вебинара размещены здесь .

Вторая модель "Дельта"
 Пошаговое задание  6.4.Шаг  1. Для работы по данной теме распределитесь на команды. Мы предлагаем Вам следующий принцип распределения – по методическим объединениям, либо по предметным областям: предметы гуманитарного цикла, естественно – научного цикла, математического цикла, эстетического цикла.
Шаг  2. Ознакомьтесь с предложенным в таблице инструментарием систем оценки , используемым в Международном бакалавриате и методике определения индивидуального прогресса школьников “Дельта”.
Шаг 3. Выберите один из предложенных инструментов (Дидактический материал к заданию 6.4.) и разработайте на его основе конкретный продукт, который вы можете использовать в собственной педагогической практике.

Задание 6.5. Распределитесь по командам. Ознакомьтесь с предложенными фрагментами работ И. С. Фишман “Формирующая оценка образовательных результатов учащихся” и М. А. Пинской “Формирующее оценивание: оценивание для обучения”. Определите проблемы существующей системы оценки, определяемые автором. Переведите эти проблемы в требования к современной системе оценки.
 Задание 6.6.
Изучите инструменты формирующего оценивания. Организуйте работу в командах с помощью приема “Дебаты по кругу”.
 Задание 6.7. 
Определитесь с теми инструментами оценки, которые Ваша образовательная организация может использовать для оценки качества образовательных результатов учащихся.
 Дополнительная информация о приеме “Дебаты по кругу”.
а. Участники делятся на группы по 5 человек. Перед каждым лежит чистый бланк (см. Приложение 3) , его необходимо как-то пометить, так как он будет передаваться по кругу (нарисовать символ, написать свое имя и т.п.)
б. Каждый из пятерки записывает на своем листе главную мысль или утверждение по поводу инструмента формирующей оценки. Написав одно предложение, он передает лист по/против часовой стрелки другому участнику.
в. Другой участник читает написанное до него и, в соответствии со стилем и содержательной логикой предыдущего предложения, продолжает писать, приводя довод в поддержку данного утверждения или мнения. Написав одно предложение, передает лист по/против часовой стрелки другому участнику.
г. Другой участник читает написанное до него и продолжает писать текст, обосновывая довод приведением доказательств в его поддержку. Написав одно-два предложения, он передает лист по/против часовой стрелки другому участнику.
д. Другой участник читает написанное до него и продолжает писать, выражая сомнение по поводу высказанного утверждения, приводя  контраргумент. Написав одно предложение, он передает лист по/против часовой стрелки другому участнику.
е. Другой участник читает написанное до него и делает заключение, которое должно поддерживать исходное утверждение.
 Таким образом, после того, как лист «пройдет» круг, на нем будет записано не менее пяти предложений, выражающих отношение к какой – либо проблеме. В данном случае, определяется отношение к инструментам формирующей оценки.
Содержание всех 5 листов команды зачитывается остальным.


 Дидактический материал к заданию 6.1 .
    Фрагмент ФГОС ООО п. 8. «….п. 8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
    метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
    предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
    9. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
    1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
    2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
    3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
    4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
    5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
    7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
    8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
    10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
    11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
    10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
    1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
    3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
    4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
    5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
    6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
    7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
    8) смысловое чтение;
    9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
    10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
    11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);    
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации».

Дидактический материал к заданию 6.4.
Инструмент системы оценки.    Характеристика инструмента.    Продукт команды, готовый к использованию учителем в практической деятельности
1 инструмент Стартовая и итоговая диагностика в форме трехуровневых задач    Для самостоятельной работы учащимся предлагаются задания трех типов (с точки зрения использования новых средств): принятие и решение “чужих” задач; постановка собственных задач для испытания своих средств; выбор задач, которые можно решить известными школьнику средствами. В пределе мера учебной самостоятельности школьника проявляется в ответе на вопрос: “В каких границах я могу поставить себе задачи для использования известных мне средств? ”. Другими словами, подросток в рамках самостоятельной работы должен решать не задачи учителя, а свои собственные.     Составьте  трехуровневые задачи  для стартовой и итоговой диагностики по одной из тем своего учебного предмета.

2 инструмент Учебный проект    Проектная форма учебной деятельности позволяет школьникам выйти за пределы конкретной темы, учебного предмета и включить открытые всем классом способы действия в более широкий контекст. В связи с этим для организации мониторинга оценки результатов и качества образования предлагается выделить несколько видов проектов: стартовый, поисково – исследовательский, рефлексивный, опережающий и итоговый, которые появляются в определенных “узлах” учебной деятельности подростка.
По итогам учебного года, как правило, учащимся предлагается по разным учебным предметам выполнить тот или иной итоговый проект, чтобы продемонстрировать не только чисто предметные результаты, но и метапредметные, и личностные результаты. Результаты итогового проекта в текущем учебном году сравниваются с результатами проектирования прошлого учебного года. Для этого используется информационная среда школы.
Итогом любого проекта является всегда новый продукт. В рамках основной школы можно выделить два вида “продуктов” – создание детьми собственных “учебников” и психологический прием, используемый в лабораторных исследованиях – “обратная задача”. Итогом работы с какой – то темой в подростковой школе должно стать не решение задач, а составление задач, тогда то, что пройдено, станет способами, относительно которых эти задания будут составляться. Согласно системно – деятельностному подходу, учебный процесс в предметном плане должен иметь две части: первая – это построение способа действия, вторая – построение задания. Это рефлексивный тип работы, именно на втором этапе обнаруживается эффективность того, что делали дети в первой части. Если во второй части – обратной тому, что было в первой, мы можем выстроить и передать такую систему заданий, или такой тип заданий, значит, в первой части мы нормально вводили общий способ.
Для сохранения результатов учебной деятельности учащихся могут использоваться:
- общеклассные справочники, сборники правил по каждой предметной линии, плакаты – как форма сохранения результатов учебной деятельности класса;
- презентации – как форма сохранения результатов пробно – поисковой работы группы;
- творческие работы как в форме портфолио, так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников;
- выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка – соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки)     Разработайте несколько тем проекта разного вида, а также план подготовки проекта учащимся по своему предмету или по разным учебным предметам.
Оценочные листы и задания для самоконтроля    Основная цель оценочных листов – выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими детьми. Также оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из предложенных умений и их оценки учителем, крайний срок сдачи зачета по данной теме.
3 инструмент Оценочные листы способствуют формированию самостоятельности учащихся, оказывают помощь в организации своей учебной деятельности по предмету в период между темами (погружениями). Оценочные листы являются средством для подготовки учащихся к тематическим проверочным работам, которые проводятся, как правило, через 3 – 4 недели после прохождения учебной темы (блока). Эта работа фиксирует уровень начального понимания и освоения открытых способов действий учащихся, с другой стороны, намечает перед детьми новую задачу.
Задания для самоконтроля помогают самим учащимся оценить каждое необходимое умение или знание темы и обоснованно заполнить оценочный лист. Учащиеся сами определяют, сколько и какие задания им необходимо выполнить, чтобы освоить тему. Учащийся готов к сдаче очередного зачета тогда, когда он выполнил все необходимые задания, полностью заполнил оценочный лист текущей темы.
    Разработайте оценочный лист и задания для самоконтроля по какой – либо теме своего учебного предмета. (см. Приложение 2.)
Творческие задания по теме    Выполняются исключительно по желанию школьников    Разработайте 3 – 4 творческих задания по одной или нескольким темам своего учебного предмета.
4 инструмент Проверочные работы разного характера    Могут быть стартовой, итоговой и текущей. Одна из задач – соотнести оценку школьника с оценкой учителя и внести определенные учебные коррективы в случае расхождения данных оценок     Составьте одну проверочную работу по какой – либо теме своего учебного предмета.
Портфолио    Это прежде всего коллекция детских работ за определенный период времени. Созданная коллекция работ рассматривается учителем либо с точки зрения прогресса ученика, либо с точки зрения соответствия стандартам обучения. В портфолио могут входить одноплановые  (тесты, проверочные работы), разноплановые материалы (сочинения, лабораторные работы, презентация, доклады, эссе, компьютерные программы и т. д.)    Разработайте структуру и содержание портфолио для своей образовательной организации.

2 комментария:

  1. Солнечный муниципальный район.
    Разработка модели системы оценки достижения планируемых результатов - дело очень непростое. Попробовали такую модель схематически представить. За основу взяли деление оценки на внутреннюю и внешнюю, каждую из них на субъективную и объективную. По каждой расписали предполагаемые формы оценки. Теперь предстоит для этой системы составить описание.

    ОтветитьУдалить
  2. Амурский муниципальный район.
    Сегодняшний день семинара «Система оценки образовательных результатов в основной школе» был очень насыщенным. В первой половине дня после лекции «Региональная модель оценки качества образования» группы изучали документы о проведении самообследования образовательных организаций (Приказ министерства образования и науки РФ, Базовый отраслевой перечень показателей эффективности деятельности руководителей и педагогических работников образовательных организаций Хабаровского края). Постижение этих важных и своевременных документов проходило с использованием современных приемов, помогающих осмыслить новую информацию: изучение материала с точки зрения рамок и позиций, «Инсерт», ранжирования, визуализации. Такая организация работы способствовала ведению диалога, обсуждению проблем, обмену мнениями, выдвижению новых идей.
    Во второй половине дня коллеги Красноярской гимназии «Универс» презентовали свой опыт системы оценки образовательных результатов «Дельта». Лекция с элементами диалога и решением задач для начальной школы была действительно интересной и полезной.

    ОтветитьУдалить